Описание порядка рассмотрения и принятия законопроектов
Выдержка из Регламента Новгородской областной Думы (Глава 6. Законодательная процедура)
Внесение проектов нормативных правовых актов в областную Думу
1. Субъекты права законодательной инициативы в областной Думе определены статьей 34 Устава Новгородской области.
2. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в областную Думу:
1) проектов областных законов о поправках к Уставу Новгородской области;
2) проектов областных законов и постановлений областной Думы;
3) проектов областных законов и постановлений областной Думы о внесении изменений в действующие областные законы и постановления областной Думы, либо о признании этих нормативных правовых актов утратившими силу.
Материалы, представляемые к проекту нормативного правового акта
1. При внесении проекта нормативного правового акта в областную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:
1) текст проекта нормативного правового акта, согласованный со всеми заинтересованными органами и организациями, с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) проект;
2) пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, содержащая изложение концепции предлагаемого нормативного правового акта, обоснование необходимости его принятия, его место в системе действующего законодательства, прогноз социально-экономических, юридических и иных последствий реализации будущего нормативного правового акта, а также вывод об отсутствии в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
3) перечень нормативных правовых актов области, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного нормативного правового акта;
4) финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта, содержащее сведения об изменении (отсутствии изменений) размеров доходов и (или) расходов областного бюджета или бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, подтвержденные соответствующими расчетами (расчетными данными), а также определяющее источники финансирования расходов по реализации будущего нормативного правового акта;»;
5) заключение Губернатора области в случаях, определенных пунктом 4 статьи 34 Устава Новгородской области;
6) копии ранее принятых нормативных правовых актов, если в проекте предлагается внести в них изменения, приостановить или признать утратившими силу;
7) документы и материалы, предусмотренные статьей 14 областного закона от 03.10.2008 № 389-03 «О бюджетном процессе в Новгородской области» (по проекту областного закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период).
2. Все документы, указанные в части 1 настоящей статьи, должны быть подписаны инициатором внесения проекта нормативного правового акта.
3. Проекты областных законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие проекты областных законов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, рассматриваются по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в областную Думу в срок не менее чем за 20 календарных дней до дня заседания областной Думы.
4. При внесении проектов нормативных правовых актов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в областной Думе по данному проекту нормативного правового акта.
Требования к тексту проекта нормативного правового акта
1. Проекты нормативных правовых актов, внесенные в областную Думу, должны содержать точное изложение нормативных предписаний, доступное и понятное должностным лицам и гражданам.
2. Непосредственно в текст внесенного в областную Думу проекта нормативного правового акта могут быть включены следующие положения:
1) о сроке и порядке вступления в силу нормативного правового акта или отдельных его положений;
2) о признании утратившим силу и о приостановлении действия ранее принятых нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного нормативного правового акта.
Порядок представления нормативных правовых актов в областную Думу
1. Подготовленный к внесению в областную Думу проект нормативного правового акта и материалы к нему, предусмотренные статьей 40 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы председателю областной Думы не позднее, чем за 14 календарных дней до дня заседания областной Думы, за исключением проектов нормативных правовых актов, указанных в части 3 статьи 40 настоящего Регламента, которые направляются в срок не менее чем за 20 календарных дней до дня заседания областной Думы. В случае нарушения данного срока областная Дума вправе перенести рассмотрение проекта на следующее заседание.
2. Председатель областной Думы направляет поступивший проект нормативного правового акта и материалы к нему в комитеты областной Думы, комитет правового обеспечения и мониторинга областного законодатель-ства аппарата областной Думы (далее - комитет правового обеспечения) и в Счетную палату Новгородской области (далее - Счетная палата). Комитет правового обеспечения в течение 4 рабочих дней дает заключение;
3. Комитет областной Думы рассматривает проекты нормативных правовых актов в порядке, установленном Положением о комитетах областной Думы.
4. Если внесенный в областную Думу проект нормативного правового акта не соответствует требованиям статей 39, 40 настоящего Регламента, председатель областной Думы может принять решение о возвращении проекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести проект нормативного правового акта в областную Думу.
Порядок принятия нормативных правовых актов
1. Устав Новгородской области, поправки к Уставу Новгородской области и областные законы, отклоненные Губернатором области, принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
2. Областные законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Нормативные правовые постановления областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
4. При голосовании по каждому вопросу депутат областной Думы имеет один голос.
5. В случае равенства голосов при принятии решений голос председателя областной Думы является решающим.
Порядок рассмотрения областной Думой проектов областных законов
1. Проекты областных законов рассматриваются областной Думой в двух чтениях.
2. Областная Дума может принять областной закон на одном заседании областной Думы в двух чтениях в случаях, если:
1) проект областного закона всесторонне проработан, в процессе его рассмотрения не внесены поправки и проект не вызывает у депутатов разногласий; в этом случае ставится на голосование предложение о принятии областного закона в первом и во втором чтении (в целом) одновременно;
2) в процессе рассмотрения проекта областного закона поступили предложения о внесении в него поправок; в этом случае ставится на голосование предложение о принятии областного закона в первом чтении, затем проводится голосование по поступившим поправкам (в порядке очередности их поступления), после чего проводится голосование по принятию областного закона с учетом принятых поправок во втором чтении (в целом).
3. При рассмотрении областной Думой проекта областного закона в первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта областного закона с обоснованием необходимости принятия проекта областного закона, содоклад представителя комитета областной Думы, обсуждаются основные положения проекта областного закона, дается общая оценка концепции законопроекта, высказываются предложения и замечания.
31. Субъект права законодательной инициативы либо его официальный представитель до принятия областного закона в первом чтении вправе отозвать внесенный им законопроект путем письменного обращения на имя председателя областной Думы либо в устной форме на заседании областной Думы. В этом случае все представленные документы возвращаются субъекту права законодательной инициативы.
4. По результатам обсуждения проекта областного закона областная Дума может решить:
1) принять проект областного закона в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
2) принять проект областного закона в первом и во втором чтении (в целом);
3) отклонить проект областного закона.
5. При отсутствии на заседании областной Думы инициатора внесеия проекта областного закона или его официального представителя областная Дума вправе:
1) отложить рассмотрение проекта областного закона;
2) рассмотреть проект областного закона в отсутствие инициатора внесения проекта областного закона или его официального представителя,
руководствуясь решением и материалами, предложенными комитетом областной Думы.
6. Решение по проекту областного закона, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Решение оформляется постановлением областной Думы.
Проект областного закона, рассмотренный в первом чтении и не получивший необходимого для его принятия числа голосов депутатов областной Думы, считается отклоненным без дополнительного голосования по нему.
Решение об отклонении проекта областного закона оформляется постановлением областной Думы.
Постановление областной Думы об отклонении проекта областного закона в течение семи дней со дня его принятия направляется инициатору внесения проекта областного закона.
Областная Дума может принять решение об опубликовании проекта областного закона, принятого в первом чтении.
7. В случае принятия проекта областного закона в первом чтении, областная Дума может установить сроки подачи поправок к проекту областного закона и внесения его на второе чтение.
Проект областного закона вместе с поправками направляется для совместной доработки инициатору внесения проекта областного закона и в соответствующий комитет областной Думы.
8. При рассмотрении проекта областного закона во втором чтении с докладом выступает представитель соответствующего комитета областной Думы, который сообщает об итогах работы над проектом областного закона, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Обсуждение проекта проводится постатейно, по разделам или в целом.
В случае поступления предложения о необходимости голосования поправок, голосование проводится в порядке очередности их поступления. Поправка считается принятой, если за нее проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Если внесенная на голосование поправка не набрала необходимого числа голосов депутатов, то сохраняется редакция пункта, части, статьи, принятая при голосовании в первом чтении. После проведения голосования по поправкам проводится голосование по принятию проекта областного закона с учетом принятых поправок во втором чтении (в целом).
9. По результатам второго чтения областная Дума может решить:
1) принять проект областного закона;
2) отклонить проект областного закона.
Если по итогам голосования предложение о принятии проекта областного закона во втором чтении не набрало необходимого числа голосов депутатов, проект считается отклоненным без дополнительного голосования по нему.
После принятия проекта областного закона допускается его редакционная правка в соответствии с законодательной техникой и правилами русского языка.
10. В исключительных случаях по требованию большинства присутствующих депутатов областной Думы председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре первого чтения проекта областного закона.
11. При внесении более одного проекта областного закона по одному и тому же вопросу областная Дума рассматривает их в порядке официального внесения в ходе первого чтения и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы. Принятие данного проекта областного закона в первом чтении означает отклонение других проектов областных законов.
Обсуждение альтернативных проектов областных законов начинается с доклада представителя соответствующего комитета областной Думы, которым он доводит до сведения депутатов основные различия в концепциях представленных проектов, заключения по ним, позицию комитета областной Думы по принятию одного из альтернативных проектов областных законов, мотивы принятия этого проекта и мотивы отклонения остальных альтернативных проектов.
12. Областные законы, принятые областной Думой, направляются для обнародования Губернатору области в срок не более 7 календарных дней.
Порядок рассмотрения областной Думой проектов нормативных правовых постановлений
1. При рассмотрении проекта нормативного правового постановления заслушивается доклад инициатора проекта с обоснованием необходимости его принятия и содоклад представителя комитета областной Думы, обсуждаются основные положения проекта нормативного правового постановления и высказываются предложения и замечания.
2. При отсутствии на заседании областной Думы инициатора внесения проекта нормативного правового постановления или его официального представителя областная Дума вправе принять одно из решений:
1) отложить рассмотрение проекта нормативного правового постановления;
2) рассмотреть указанный проект в отсутствие инициатора внесения проекта нормативного правового постановления или его официального представителя, руководствуясь решением и материалами, предложенными комитетом областной Думы.
4. При внесении более одного проекта нормативного правового постановления по одному и тому же вопросу областная Дума рассматривает их в порядке официального внесения и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение других проектов.
5. По результатам обсуждения проекта нормативного правового постановления областная Дума может решить:
1) принять проект нормативного правового постановления;
2) отклонить проект нормативного правового постановления.
Повторное рассмотрение областных законов, отклоненных Губернатором области
1. Если Губернатор области в течение 14 календарных дней с момента поступления областного закона отклонит его, то областная Дума вновь рассматривает данный областной закон.
2. Областной закон, отклоненный Губернатором области, передается председателем областной Думы на заключение в соответствующий комитет областной Думы, комитет правового обеспечения для проведения правовой экспертизы. Комитет областной Думы в течение 14 календарных дней рассматривает решение Губернатора области об отклонении областного закона, принятого областной Думой.
3. По итогам рассмотрения соответствующий комитет областной Думы с учетом заключения комитета правового обеспечения вносит проект постановления областной Думы, в котором может рекомендовать областной Думе один из следующих вариантов решения:
1) принять областной закон с учетом предложений Губернатора области;
2) согласиться с отдельными предложениями Губернатора области;
3) согласиться с решением Губернатора области о нецелесообразности принятия областного закона;
4) создать согласительную комиссию для преодоления существующих разногласий;
5) принять областной закон в ранее принятой редакции.
4. При повторном рассмотрении областного закона, отклоненного Губернатором области, выступает Губернатор области либо его официальный представитель. Заслушивается заключение соответствующего комитета областной Думы.
5. После окончания обсуждения первым ставится на голосование предложение принять областной закон с учетом предложений Губернатора области либо согласиться с решением Губернатора области и отклонить областной закон.
6 Решения, указанные в пунктах 1-4 части 3 настоящей статьи, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы.
7. Решение о принятии областного закона в ранее принятой редакции считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.
8. В случае принятия областного закона в измененной редакции он направляется Губернатору области как вновь принятый.
Порядок создания и деятельности согласительной комиссии
1. В случае согласия областной Думы с предложением о создании согласительной комиссии принимается постановление областной Думы об избрании в ее состав депутатов областной Думы и сопредседателя согласительной комиссии от областной Думы. Указанное постановление областной Думы принимается большинством голосов от числа избранных депутатов областной Думы и направляется Губернатору области.
2. Сопредседатель согласительной комиссии и другие ее члены образуют депутацию областной Думы в согласительной комиссии. Депутат областной Думы, избранный в состав согласительной комиссии, обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании согласительной комиссии по уважительной причине депутат областной Думы заблаговременно информирует сопредседателя согласительной комиссии от областной Думы.
3. Депутаты областной Думы, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и участвовать в обсуждении областного закона с правом совещательного голоса.
4. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Губернатора области в отдельности, стремясь выработать единый текст областного закона. Согласительная комиссия вправе принимать решение об изменении редакции отдельных статей областного закона, в отношении которых не имелось возражений Губернатора области, если такое изменение обусловлено новой редакцией статей областного закона, выработанной на основе предложений Губернатора области, поддержанных согласительной комиссией.
5. Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутации областной Думы и депутации Губернатора области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации. Решение принимается открытым голосованием, если иной порядок не установлен согласительной комиссией.
6. По результатам своей работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей областного закона, в которые были внесены изменения. В указанной таблице содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол и сопоставительная таблица подписываются сопредседателями согласительной комиссии от областной Думы и от Губернатора области.
7. Областной закон в редакции согласительной комиссии, протокол и сопоставительная таблица вносятся на повторное рассмотрение областной Думы сопредседателем согласительной комиссии от областной Думы.
8. Если депутациями не преодолено разногласие хотя бы по одному возражению Губернатора области, согласительная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается сопредседателями согласительной комиссии от областной Думы и от Губернатора области и направляется в комитет областной Думы. Комитет информирует областную Думу об итогах работы согласительной комиссии и вносит на рассмотрение проект постановления областной Думы, в котором предлагает областной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 3 статьи 46 настоящего Регламента.
9. При рассмотрении областного закона в редакции согласительной комиссии с докладом выступает сопредседатель согласительной комиссии от областной Думы.
10. Областной закон в редакции согласительной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов областной Думы.
11. Если областной закон в редакции согласительной комиссии не набрал необходимого для принятия числа голосов депутатов областной Думы, председательствующим на заседании областной Думы на голосование ставится вопрос о принятии областного закона в ранее принятой областной Думой редакции. Областной закон в ранее принятой областной Думой редакции считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.